Чем глубже я вникала, тем меньше понимала. Это нормально: просто перечитывайте, чтобы информация впиталась
Намедни попросили посмотреть новинку издательства «Манн, Иванов и Фербер» – перевод книги Сьюзан Таттл, озаглавленный «Фотографируй каждый день: от основ к ручному режиму». Посмотрел и почитал. Некорректно дополняю отзыв выдернутыми из контекста цитатами из книги.
Издание
Размер комфортный – 20×26 см, бумага плотная, обложка мягкая с клапанами. Как обычно можно посетовать на некоторые огрехи в печати фотографий, но, с одной стороны, я не видел оригинального издания, с другой – могло быть значительно хуже.
У длиннофокусных объективов есть побочный эффект: тряска
Содержание и перевод
Две первых главы посвящены технической стороне и рассказу о базовых понятиях и методах работы с цифровым фотоаппаратом. Автор подчеркивает «с зеркальным цифровым фотоаппаратом», но на самом деле информация в равной степени будет полезна владельцам любой мало-мальски «продвинутой» фототехники, позволяющей контролировать установки баланса белого, выбирать значение ISO, диафрагмы и выдержки и менять режим экспозамера. Информация самая основная: диафрагма и выдержка, когда важны и на что влияют, экспотреугольник и взаимосвязь его составляющих, баланс белого, режимы съемки и экспозамера, освещение.
В остальных главах информация по технике съемки «закрепляется» на примерах и советах, привязанных к разным жанрам: портрету, натюрморту, пейзажу. Приводятся примеры и советы, на что обратить внимание и как сделать снимок технически грамотный и выразительный по содержанию. Факультативным материалом идут рассказы и интервью приглашенных фотографов.
В целом все логично и с учетом целевой аудитории не вызывает отторжения. Но поводы для критики присутствуют.
У вас вырастут крылья, когда вы узнаете о полуавтоматических режимах экспозиции…
Первый и главный: переводчик постарался «академизировать» текст, приблизив его к «справочнику». В оригинале книга рассчитана на «бытописателей», написана в разговорном жанре, а информация подается старательно упрощенно. Давайте грубо: работы домохозяйки, снимающей еду для инстаграмма, или отца семейства, ведущего фотолетопись семьи, способны вызывать усмешку у людей, серьезно занимающихся фотографией, но снисходительное похлопывание по плечу никак не сделает эти работы лучше.
Посыл оригинала: заставить фотографирующих «не задумываясь и на автомате» по-новому взглянуть на обе стороны процесса: техническую и творческую, рассказать им на базовом уровне, как сделать «повседневные» снимки техничнее, грамотнее и привлекательнее, помочь избежать явных ошибок, показать основные приемы, заставить, наконец, поверить в себя. Этакий разговор с обучением и поддержкой начинаний.
Перевод же стремится к «справочнику по фотографии», обещающему рассказать и научить всему от самых основ и вплоть до съемки в ручном режиме. Согласитесь, что «Art of Everyday Photography. Move toward manual and make creative photos» несколько отличается от «Фотографируй каждый день: от основ к ручному режиму».
Если с правильной экспозицией вам не удается воплотить художественный замысел, поменяйте приоритеты
Вторая, скорее придирка, а не претензия: некоторая терминологическая путаница. К примеру, «наезд» в качестве термина, обозначающего увеличение фокусного расстояния зум-объектива, в русском относится скорее к практике кино- и видеосъемки.
Также и с «панорамированием». Это кино- и видеотермин, для фотографа «панорама» значит другое, а «панорамирование» (panning) называют чаще всего съемку с проводкой.
«Нейтральный фильтр» правильнее было бы назвать «нейтрально-серым».
Но в целом же явных «фотографических» ошибок в переводе я не обнаружил.
Заключение
Вероятно, книга будет небесполезной для людей, делающих первые шаги в цифровой фотографии, а также для владельцев фотоаппаратов, стремящихся привнести в процесс больше осмысленности. Откровенных ошибок и вредных советов не замечено. Для увлеченных фотолюбителей книга может показаться простоватой и поддающейся критике из-за сознательно упрощенной подачи материала.
Книги читать полезно, поэтому труд Сьюзан Таттл «Фотографируй каждый день» можно рекомендовать в качестве подарка начинающему.
Закончу еще одной цитатой
Следуйте правилу третей и размещайте глаза человека на уровне верхней трети кадра, даже если придется обрезать верх головы. Это очень полезный прием для съемки лысых
Владимир Дорофеев, независимый эксперт, специалист по фототехнике, владелец самого авторитетного сайта по тестированию