Лан Цзиншань ‒ китайский мастер фотомонтажа


«Человек создал искусство, чтобы усовершенствовать природу»

Л. Цзиншань

Китайский пиктореализм ‒ это особое направление в искусстве создания полотен на стыке живописи и фотографии. Классическая манера накладывается на современные возможности и технологии, позволяя делать невероятные изображения. Особенно интересны пейзажи, выполненные в этой технике ‒ им в культуре страны всегда уделяли много внимания, доводя композицию практически до совершенства. С тех пор, как живописная традиция дополнилась фотографией, китайские авторы расширили свой творческий арсенал, прибавив к нему возможности постсъемочной обработки изображений, наложения нескольких кадров один на другой и так далее. Таким образом создаются ни на что не похожие гибриды реальности и полета фантазии художника.

Один из видных представителей этого жанра ‒ китайский фотограф Лан Цзиншань (Лонг Чинсан, в другом варианте произношения), который прославился авторским видением репортажной и пейзажной съемки.

Лан Цзиншань

Лан Цзиншань, 1981 г.Китайские мастера вообще редко стремятся к натурализму ‒ это касается всех областей искусства, от театра до кулинарии. Они предпочитают перерабатывать то, что видели; «шлифовать» объекты, которые существуют в действительности, улучшая их в соответствии с собственными представлениями о прекрасном. В результате на картине переплетаются «сон и явь», и эффект от такого синергетического взаимодействия бывает поистине ошеломительным.

Отсекая все уродливое и концентрируя внимание на красивых деталях, авторы-традиционалисты позволяют увидеть воочию то, что доступно только воображению. фотографии китайского мастера Лан Цзиншань

Лан Цзиншань мастерски обрабатывал негативы, и еще до появления всех «творческих инструментов» в Photoshop искусно оперировал техническими возможностями для создания коллажей. Его работы признаны не только в Китае, где экспозиции Цзиншаня выставлены в Национальном музее искусств (Пекин). В 1980 году фотографическим обществом Америки он был назван одним из десяти ведущих мастеров на планете, а Британское королевское фотообъединение включило Лан Цзиншань в свои ряды.

Сейчас мастера считают практически отцом-основателем азиатско-восточной школы в фотографии, хотя работы Цзиншаня больше напоминают традиционные монохромно-дымчатые эстампы, чем фотокадры в современном представлении. Обходясь без персонального компьютера, он составлял картины, ничем не уступающие величайшим образцам китайской живописи.

 фотографии китайского мастера Лан Цзиншань

Биография и достижения

Фотограф родился на свет в 1892 году в живописном месте. Провинция Цзянсу, где находится его родной город Хуайань, славится своими пейзажами. Он стал интересоваться съемкой в возрасте 14 лет, получил художественное образование, много рисовал, и уже в 1927 году стал одним из первых китайских журналистов-репортеров с камерой.

фотографии китайского мастера Лан Цзиншань

За свою карьеру Цзиншань сильно популяризировал искусство фотографии не только в Китае, но и во всей Юго-Восточной Азии. Для сравнения, еще в 1964 году на международной конференции ФФИ (Федерация фотоискусства) он был единственным представителем своего региона, а сейчас без сингапурских и тайваньских мастеров не обходится ни одна из крупных выставок. Во многом это произошло благодаря инициативе Цзиншаня ‒ он предложил создать региональные объединения по типу международных. В появившейся после этого на свет в 1966 году Азиатской Ассоциации Художников мастер вплоть до смерти (1995 г, Тайвань) был почетным председателем.

 фотографии китайского мастера Лан Цзиншань

Еще до всех своих впечатляющих достижений, Лан Цзиншань много лет отдал работе в шанхайской газете Eastern Times. Современное (на тот момент ‒ даже передовое) оборудование позволило вставлять фотографии в новостные заметки, и с 1927 по 1936 год Цзиншань снимал различные сцены и репортажи. Первая цветная печатная машина в Китае, которую купила газета, позволила создать новый метод – фотограф стал совмещать реальные изображения со своими представлениями о послании, которое должна нести идеальная фотокартина.

китайский фотограф Лан Цзиншань

Параллельно он преподавал в Женской школе Шанхая, с 1930 года проводил там мастер-классы, писал эссе на тему искусства. В начале 40-х годов он сотрудничал с журналом «Фотография», где пропагандировал свой подход. Цзиншань писал, что фотомонтаж ‒ это новый и перспективный способ создания идеальных композиций. С его помощью можно убрать из кадра уродливый камень или неприглядные объекты, и изображение не потеряет смысловую нагрузку.

китайский фотограф Лан Цзиншань

В 1939 году мастер смог окончательно оформить и усовершенствовать свой метод, и пейзажи Цзиншаня, напоминающие рисунки тушью в традиционной манере, стали известны везде. Несомненно китайские по эстетике, они были западными в своей реализации ‒ это символизировало «поворот» к мировым культурным ценностям без потери национальной самобытности.

Лан Цзиншань много десятилетий организовывал международные выставки фотоискусства, собрал масштабную коллекцию негативов и других материалов и до 90 лет продолжал работать. Сейчас Китайская профессиональная ассоциация ежегодно вручает премии его имени, и выставки работ проходят по всему миру – от Германии до Тайбэя. 

творчество Лан Цзиншань

Особенности творческого подхода

На протяжении всей истории живописи китайские художники совмещали идеализацию с передачей настроения действительности, и Лан Цзиншаня можно считать эталонным представителем течения. Его пейзажи, теряющиеся в туманной дымке, напоминают средневековые предметы декора или акварели горных хребтов. Кстати, именно с помощью такого размытия фотохудожнику удавалось маскировать стыки в кадре, добиваясь эффекта цельной «картинки». Узнаваемая особенность его изображений ‒ четкий, контрастный объект на переднем плане, окруженный размытыми и дымчатыми очертаниями на заднем. фото Лан Цзиншань

Цзиншань поддерживал китайский принцип ‒ холмы можно показать одной волнистой чертой, а у отдаленных деревьев не должны быть видны отдельные листья. При этом техника, которую использовал мастер, в корне отличалась от привычной.

Фотомонтаж, которым занимался Цзиншань, предполагал многократное наложение негативов и совмещение различных частей в одной фотографии. Стыки при этом прорабатывались удивительно тщательно ‒ зритель безоговорочно верит изображению, думая, что лодка плывет по реке в окружении именно этих гор и пагод.

Лан Цзиншань использовал для этого волнистые, а не прямые линии соединений и туманную дымку, придающую картине романтический флер. У его работ есть то самое зыбкое, едва уловимое настроение, которым славится китайское искусство. При этом они вполне реальны и переносят воображаемые сцены в жизнь. Идеальный баланс вымысла, творческого таланта и действительности ‒ вот суть феномена Лан Цзиншаня. фото классиков фотографии фото классиков фотографии фото классиков фотографии фото классиков фотографии фото классиков фотографии фото классиков фотографии фото классиков фотографии фото классиков фотографии фото классиков фотографии фото классиков фотографии

Без рубрики
.