Как выбирают студийные стойки?

как выбрать фотостойку

Студийные стойки – простая и практичная вещь. Почему же у них такая разная стоимость? Максимальная высота – не единственный параметр, по которому стойки для фотостудии отличаются друг от друга, они различаются также по другим, не менее важным, величинам. Дело не только в особенности покрытия или качестве изготовления отдельных деталей. В данном материале мы раскроем ответы на все вопросы, которые нужно знать фотографу для того, чтобы выбрать стойку с нужными именно для своей работы свойствами.

как выбрать студийную стойку для фотографии

Студийные стойки можно найти в магазинах также под названиями: «студийный штатив», «трипод», или «фотостойка». Суть не меняется, просто еще нет четкого и устоявшегося наименования, разные магазины, осветители, фотографы, блогеры и производители называют данный аксессуар по-разному. Давайте рассмотрим детально те параметры и особенности, на которые фотограф должен обращать внимание при выборе столь простого и одновременно сложного, но очень важного предмета в современной фотостудии.

Размеры фотостоек

какие бывают размеры фотостоек

Максимальная высота говорит о том, насколько высоко можно расположить осветитель. Тут стоит вспомнить, что рисующий свет чаще всего ставят выше лица человека. Учитывая, что средний рост модели 160-180 см, следует выбирать стойку от 2 метров и выше. Для заполняющего света уже можно подбирать стойку ниже 2 метров.

Минимальная высота свидетельствует о том, как низко можно опустить прибор. Иногда важно подсвечивать объект съемки снизу, порой необходимо поставить прибор за какой-то предмет, чтобы его не было видно, например за кубик, на котором сидит модель. И тогда этот параметр выходит на первое место по значимости.

какие нужны стойки для фотостудии

Размер в сложенном состоянии необходимо знать, чтобы представлять насколько будет удобно перевозить оборудование. Чаще всего получается, что чем выше максимальная высота, тем больше и размер в сложенном состоянии. Но тут спасает количество секций, на которое разбита стойка.

Все стойки (за исключением специальных) – телескопические. То есть каждое следующее колено стойки выходит из предыдущего. Стойки бывают 2-х, 3-х и 4-х секционные. Важно помнить, что каждая следующая секция тоньше предыдущей и потому мощные студийные штативы, применяемые, например, для установки журавля, делают двухсекционными, а переносные и легкие – четырехсекционными. Наиболее ходовые и часто используемые в фотостудиях – трехсекционные стойки.

Амортизация в стойках

Так как стойки предназначены для установки на них электронных приборов со стеклянными элементами (лампами), то в некоторых конструкциях предусмотрены защитные механизмы. Например, если стойка при размыкании зажима не складывается, а плавно опускается, свидетельствует о том, что в ней предусмотрен механизм воздушной амортизации. Эффект достигается за счет того, что в устройстве стоят специальные резиновые прокладки, которые медленно пропускают воздух и таким образом создают воздушную подушку. В связи с этим специалисты студийного оборудования зачастую не рекомендуют покупать легкие недорогие стойки с воздушной амортизацией, так как установленные в них дешевые прокладки быстро выходят из строя и нередки случаи, когда в небольших стойках из-за этого они встают клином и перестают складываться.

Если нужна амортизация, то из недорогих стоек лучше выбирать те, где она пружинная. Пружинная амортизация происходит за счет пружинок, которые устанавливаются внутри секции. Они предотвращают удар не так эффективно, как при воздушной амортизации, так как притормаживают движение только в самом конце.

И, конечно же, есть стойки совсем без амортизации. Если необходимо поставить на стойку что-то небьющееся, например, отражатель или фон, или нужна стойка для накамерной вспышки, то амортизация не нужна в принципе. А также, если вы – опытный пользователь, а зажимы надежны, приобретение стойки без амортизации позволит сэкономить бюджет для чего-то более важного и насущного.

Грузоподъемность

Следующим важным параметром является грузоподъемность. А точнее сказать – максимальная нагрузка. То есть нагрузка, при которой стойки будут работать. Откроем небольшой секрет: как рассчитывается эта нагрузка никто толком не знает. Вероятнее всего разные производители рассчитывают ее по-своему. Большинство стоек выдерживает в 2-3 раза больший вес, чем заявлено, но это в том случае, если вес распределен строго по центру. При перегрузе стойка тоже выдержит, но осветитель будет неприятно и опасно раскачиваться при небольшом прикосновении. Здесь стоит упомянуть про устойчивость стойки к опрокидыванию. Этот параметр больше всего зависит от ширины расстановки ног.

Диаметр устойчивости

Чаще всего у штатива 3 ноги – это позволяет ему не качаться, даже на неровном полу. От  длины ножек и конструкции стойки зависит насколько далеко от центра будут располагаться ножки стойки, а от этого, в свою очередь, зависит такой параметр, как устойчивость. Если кончиками ножек мысленно нарисовать круг, то чем большего он получается диаметра, тем устойчивее стойка к опрокидыванию и тем больше необходимо места для ее установки.

Зажимы

Зажимы или клипсы на стойках необходимы для закрепления раздвигающихся частей. Ножки и колени стойки фиксируются с их помощью по высоте. На зажимы чаще всего обращают внимание очень внимательные и придирчивые фотографы.

Зажимы бывают двух основных видов – клипсы (хомуты) и винты. Материал изготовления, как правило, – металл и пластик. Специалисты различают также регулируемые и нерегулируемые зажимы.

Существенная разница заключается в том, что хомуты охватывают и сжимают стойку по кругу, а винт зажимает только с одной стороны и как бы врезается в стойку.

зажим хомут для студийной стойки     зажимы хомуты для стоек и штативов

зажимы-хомуты
винтовые зажимы для студийных стоек

винтовой зажим

Безусловно понятно, что металлические зажимы лучше пластиковых. Но в легких стойках допустимы пластиковые клипсы-хомуты. Обращайте внимание при покупке только на то, чтобы не было пластиковой резьбы. Пластик при соприкосновении с металлическим винтом очень быстро растачивается и выходит из строя.

Диаметр ножек

Еще один из параметров, которые заявляют производители студийных стоек, – диаметр ножек. Это диаметр трубы из которых они сделаны. В большинстве случаев диаметр ног стоек 22 мм, реже встречается 19 мм и 25 мм. Данный параметр нужен, чтобы подобрать колеса для стоек. Колеса служат для удобства перетаскивания тяжелых стоек и студийных журавлей по помещению. Гораздо проще и безопаснее катить стойку с оборудованием, чем передвигать руками.

зачем студийным стойкам колесики

Материал изготовления и толщина стенок

Большинство стоек изготавливают из алюминия. Иногда производят из стали, если предполагается повышенная нагрузка при эксплуатации. Серьезные производители студийного оборудования заботятся о том, чтобы стойки имели запас прочности – не ломались и не прогибались при работе. К сожалению, еще встречаются китайские подделки, которые при внешнем приличном виде проминаются от закручивания винтов. В магазине студийного оборудования Фотогора специалисты постоянно имеют дело со студийными стойками. Мы рассматриваем образцы, тестируем их и только после этого запускаем в продажу.

Адаптер

Самая важная часть стойки – адаптер. Это то место, куда устанавливается освещение или другое оборудование.

обычный адаптер для студийной стойки

Так выглядит обычный адаптер

Стандартный адаптер для студийного оборудования представляет из себя штырек диаметром 16 мм или 5/8″. Очень многое студийное и фотооборудование имеет общепринятую размерность в футах и дюймах. На торцах адаптера  нередко присутствует резьба, некоторые производители делают две резьбы – с одной стороны 1/4 дюйма, с другой 3/8 дюйма, т.е. на стойку можно установить штативную голову, синхронизатор, многие виды LED-осветителей или даже фотоаппарат. Хотя это неудобно и опасно, так как частенько адаптеры производят из алюминия или не очень качественной стали.

адаптер для стойки

Иногда на адаптерах нет никакой резьбы, но это редкость.

адаптер для стойки без резьбы

Стойки можно также разделить на те, где адаптер вмонтирован в конструкцию, и где он съемный. При съемном адаптере фотограф получает дополнительный небольшой бонус, который, правда, редко когда можно использовать.

Иногда стойка имеет два адаптера. Например, к стойке Grifon ARS-1000 в комплекте идет дополнительный адаптер, который крепится на ножку и с помощью которого появляется возможность установить осветитель непосредственно у пола.

дополнительный крепежный адаптер для студийной стойки

Вес стойки

Стойки изготавливают из железа и алюминия. Вес влияет большей частью только на удобство переноса и совсем чуть-чуть на устойчивость стойки к опрокидыванию. Все студийное оборудование достаточно громоздкое, поэтому его чаще всего перевозят, а не носят в руках как штативы для фотоаппаратов. Если фотограф снимает легкими вспышками, скорее всего предпочтет и небольшие легкие стойки, которые нетрудно перенести вручную для установки в нужном месте фотостудии. Еще не встречалось в продаже стоек из карбона. По всей видимости, производители их пока не делают.

Лягушки

Легкие напольные студийные стойки без центральной штанги, на жаргоне студийщиков называются лягушками. Они бывают на колесиках

студийная стойка лягушка на колесиках

и без

студийная стойка лягушка без колесиков

Предназначены для установки осветительного прибора на пол.

Штатив с чехлом

Некоторые производители сразу комплектуют свои стойки чехлами (определенные стойки Grifon, Smartum и пр.). При массовом производстве для производителя это практически ничего не стоит и поэтому не особо отражается на конечной цене продукта. Отдельно чехлы для стоек стоят недешево, поэтому при прочих равных при выборе стоит обращать внимание идет ли чехол для хранения и переноски стойки в комплекте.

Техника безопасности

техника безопасности при работе со студийными стойками

Как таковой техники безопасности при обращении со стойкой не существует. Это простой предмет и пораниться им можно только, если специально удариться или упасть на стойку сверху. Но есть ряд правил, которые стоит напомнить. Они действуют при установке осветительного прибора на стойку.

  1. Софтбокс или любую другую тяжелую насадку необходимо ставить над одной из ножек. Так опрокидывающий момент придется на ножку стойки. И если все-таки прибор упадет, то он упадет не лампой вниз, а боком, что все-таки слегка может снизить стоимость ремонта.
  2. При установке прибора на стойку оберните шнур питания вокруг одной из ножек. Это повысит шансы того, что прибор не упадет, а только сдвинется, если кто-то нечаянно заденет за шнур.
  3. Не переставляйте стойку с места на место при включенном свете, если используете галогенные лампы. При нагреве нить накаливания очень легко стряхнуть. При перестановке стойку поднимают и опускают. В момент опускания идет небольшой удар, который передается прибору. Это, кстати, еще один аргумент, чтобы использовать колеса для стоек.

Но в целом стойки весьма безопасны!

техника безопасности

Бренды стоек

Безусловно, если фотографу нужно бескомпромиссное качество, то речь идет, прежде всего, о стойках Manfrotto. Это – лучшие материалы, передовая конструкция, надежность и продуманность в каждой детали. Тут нечего добавить! Создаете профессиональную студию с постоянной эксплуатацией разными фотографами – у вас практически нет выбора, кроме стоек Manfrotto.

В нижнем ценовом сегменте стоит рассмотреть стойки Grifon – простые, легкие и надежные. «Рабочие лошадки» для сотен домашних фотостудий. Как, впрочем, и все остальное, что выпускается этим брендом под девизом «максимум функциональности и ничего лишнего». Кроме того, стойки Grifon оценили и полюбили стробисты, так как они идут в комплекте с чехлом, а значит их удобно брать на выезд.

В среднем ценовом сегменте также есть выбор. Отличные по качеству стойки английской фирмы Bowens. Самая популярная из них –  стойка BW-6610, несмотря на то, что несколько нефункциональна, потому как не имеет амортизации, хорошо изготовлена и имеет максимальную высоту 3 метра. Есть неплохие стойки у компании Kupo. Она находится среди лидеров по производству студийных стоек. Можно приобрести ультралегкую стандартную алюминиевую стойку Kupo O34 Mini Kit Stand или стойку для тяжелого студийного оборудования Kupo 3 sct wind up stand w. Модели можно подобрать разного ценового диапазона, в любом случае вы получите достойное качество.

Среди других брендов – GreenBean, Falcon Eyes, Smartum, Visico и пр., тоже есть достойные внимания экземпляры. Буквально под каждый запрос можно найти и подобрать именно тот вариант, который подойдет лучше всего.

Надеемся, что наш экскурс прояснил некоторые позиции и поможет сориентироваться при выборе. Самые надежные помощники в выборе студийных аксессуаров – специалисты магазина Фотогора. Обращайтесь к нам. Мы знаем о штативах для студийного оборудования практически все!

Без рубрики
.