Вспышка – один из наиболее распространенных инструментов фотографов. Она есть практически во всех камерах, ее используют практически все, кто вовлечен в профессию. Это, впрочем, не означает, что обладатели встроенных и внешних приспособлений знают, как правильно ими пользоваться, чтобы не испортить фотоснимок.
У Денниса Дреннера (Dennis Drenner), фотографа торжественных событий с многолетним опытом, есть что сказать на эту тему. Он утверждает, что каждый день видит, как мощности и возможности оборудования тратятся впустую. Резкие, хаотичные лучи неправильно используемых вспышек не имеют ничего общего с грамотным, мягким и даже ласковым подсвечиванием предмета съемки. Это касается и студийных моноблоков, и, особенно, накамерных вспышек, с которыми сам Деннис работает чаще всего. Вспышка – это резец скульптора, а не кувалда, и, чтобы создавать «шедевры фотозодчества», нужно знать правила обращения с ней.
После изучения инструкции к фотоаппарату, следующее, что, по мнению Дреннера, нужно сделать – научиться работать с отраженным светом. Поверхности стен, потолков, зеркал могут стать помощниками в выстраивании световых схем. Bounce Flash, или отраженная вспышка, – это техника, полезная при портретировании, создании групповых снимков, фотосъемке в помещении. Для нее нужно внешнее световое оборудование с поворачивающейся головкой и определенный навык в применении. На примере работ Денниса Дреннера давайте разберемся с техникой отраженной вспышки.
Наглядная интерпретация
Иллюстрацией правильного и неверного использования вспышки может служить наглядный пример. Все портретные фото, представленные ниже, сняты на 50-миллиметровый объектив при скорости затвора 1/180 и на диафрагме F/4. Модель не двигалась, стояла в одном метре от камеры на фоне серого однотонного студийного фона, по бокам – белые стены, потолок такой же. Единственное, что менялось – позиции головки выносной вспышки.
Чего точно не следует делать, так это фотографировать с прямой вспышкой. Она дает жесткий, плоский свет, неприятные бесформенные тени на заднем плане, что прямо противоположно результату от грамотно выставленного источника. Если вспышка отражается от потолка, ситуация улучшается, но ненамного. Под глазами видны непривлекательные тени, бликов и искорок в них нет. Результаты могли бы быть и получше!
Если же вспышку отвести в сторону, то, отражаясь от белых стен, она создает объемное, мягкое свечение вокруг модели, хорошо и точно направленное. Такой снимок можно даже при желании сохранить на память. Для интереса направим вспышку на пол. Получившийся «эффект Франкенштейна» пригодится для тематической вампирской съемки на Хэллоуин. Все вышеназванные способы иллюстрируют два ключевых фактора, которые нужно учитывать: направление света и его мягкость.
Направленность света
Управлять отраженным светом нетрудно: если вы повернете вспышку на потолок, он будет струиться на объект сверху, на стену – с правой или левой стороны. Например, портрет гостьи на свадьбе получился удачным, потому что фотограф направил вспышку на стену, в сторону которой смотрела женщина.
Если кто-то другой смотрит в другом направлении, следует поискать поверхность отражения там. Для съемки торжественных многолюдных событий это универсальный способ – так, например, можно хорошо осветить идущую пару. Наиболее эффектный результат достигается при работе именно с боковыми поверхностями, а не с верхними. Для работы в сумерках и на рассвете правило тоже актуально.
Качество, или мягкость света
Это свойство зависит, в первую очередь, от размеров источника. При работе с отраженной вспышкой получить необходимую мягкость в освещении – наиболее сложный момент. Нужно держать в голове размеры светового пятна, которое источник создаст на потолке или стене, и думать о его параметрах, а не о габаритах накамерной вспышки. Общее правило – чем больше источник, то есть его площадь, тем мягче свет.
Чтобы увеличить размеры пятна, нужно отдаляться от поверхности-отражателя, тогда лучи будут распространяться дальше. Сделать площадь больше можно, добавляя вспышки – направленный поток станет более широким.
Проиллюстрируем тезис фотографиями, которые сделал сам Дреннер. На первом снимке, сделанном с метрового расстояния, луч широк, насколько это возможно, и вспышка освещает большую часть стены. Фото модели будет приятным глазу, мягким. На втором снимке автор разместил вспышку ближе к стене, и источник стал меньше, а свет – жестче. На третьем фото вспышка не меняет положение, но головка приближена к стене, насколько это возможно. Источник (пятно света) уменьшился до минимума.
Не все фотографы осознают, что можно направить «собранный» свет через пространство огромного бального зала, и он вернется назад нежестким и рассеянным. Чем большее расстояние преодолевает луч, тем он шире распространяется и мягче становится.
Мощность и расположение
Для вспышек сегодня существуют ограничения по мощности, а следовательно, расстояние, на которое можно отойти от стены, тоже не бесконечно. К счастью, возможности цифровых камер позволяют делать много проб и оттачивать навык. Например, нужно работать в огромном конференц-зале, фотографируя докладчика на ежегодном конгрессе по свекле. Свет в комнате исходит из ужасных верхних прожекторов. Если фотограф не улучшит его, работу от продавца корнеплодов больше не получит. Он пытается ловить вспышку, отраженную от стены слева от модели, но источник просто недостаточно мощный, и изображение недоэкспонировано. В этой ситуации можно:
- сделать ISO настолько высоким, насколько возможно;
- открыть диафрагму на максимум;
- поработать с источником, чтобы сузить световой поток, который будет «бить» в стену;
- если ничего не сработало, придется пользоваться прямой вспышкой.
Конечно, не во всех помещениях стены белые. Но, оглянувшись по сторонам, можно найти что-то более-менее подходящее. На боковых поверхностях обшивка из темного дерева? Тогда попробуйте отражать свет от потолка, уделив внимание его углам. В любом случае, если поверхность не черная, луч вспышки от нее «отскочит».
Сам Деннис экспериментировал и с деревом, и с кирпичом, замечая, что изображение принимает определенный дополнительный оттенок. Попадая в помещение, где предстоит работать, нужно сразу посмотреть, какие из поверхностей могут быть полезны, есть ли в комнате светлые, цветные, блестящие предметы.
Рассмотрим еще несколько примеров.
На самом первом снимке – первый танец пары на свадьбе в библиотеке Пибоди, Балтимор. Зал очень большой, вспышка не достает до стен, можно работать только со стойками, на которых разместить выносные вспышки. С ISO 4000 оказалось возможным получить качественное освещение не только для портретной съемки, но и для фотографии общего плана.
Сонная маленькая девочка сфотографирована на свадебной вечеринке в загородном клубе. Вспышка отражается от стены в трех метрах от фотографа, и освещение с фиолетовым оттенком придает изображению необычность.
Свадебный портрет пары на стадионе бейсбольной команды в Балтиморе был сделан ночью, причем вне помещения. И как вы можете заметить отталкиваться вспышке было не от чего, но фотографу помогал ассистент с отражателем, который расположился позади и слева.
Если предстоит работать в затемненном зале ресторана, поищите… зеркало. Посмотрите вокруг себя – есть что-то, от чего свет может отразитьcя? Направьте вспышку направо, налево, назад, попробуйте отработать технику. После закрепления навыка можно стать настоящим мастером – практически повелителем отраженной вспышки.