Искусство фотографии привлекает огромное количество людей. Среди всей, связанной с фотографией разнородной аудитории, ярко выделяются энтузиасты, которые не ограничиваются использованием традиционной фототехники, а жаждут расширить горизонты.
Сейчас рынок предлагает все, что только может понадобиться фотографу, и что он в принципе может себе только представить. Однако не для всех людей этого оказывается достаточным. Изобретатели не перевелись на Земле и продолжают искать новую точку зрения на казалось бы полностью изученную область.
Яркий пример оригинального мышления ‒ работа бельгийского фотографа Рене Сметса (René Smets), который живет в городе Люммен и не только профессионально занимается съемкой, но и конструирует необычные фотоприборы. Не так давно он представил на суд подписчиков своей страницы в сети Facebook новую разработку ‒ объектив для камеры, полностью сделанный из дерева. Эксперты и энтузиасты-изобретатели отмечают, что эта вещь ‒ что-то, невиданное до сих пор. Прибор, несомненно, впечатляет и поражает воображение.
Камера и дерево ‒ возможно ли объединить их в единое целое
Несмотря на абсолютную уникальность объектива, справедливым было бы отметить, что использование различной древесины для изготовления полноценно работающих камер ‒ не новость. Такие попытки предпринимали несколько фотографов ‒ в частности, Карл Топкин (Carl Topkin) не так давно представил на суд общественности камеру большого формата (4×5, Monoreil View), в которой и рамки, и все остальные части были сделаны из дерева им собственноручно, а в качестве линз использовались отшлифованные куски хрусталя (это мастер тоже делал сам). С помощью дрели, клея для дерева и наждачной бумаги Топкин смог сделать работающий аппарат и с успехом им фотографирует.
Сам автор деревянного объектива, Рене Сметс, изготавливает подобные камеры, вдохновляясь природой и ее разнообразием. В Facebook можно следить за его проектом Woodpecker (с англ. «дятел»), куда входят снимки, сделанные с помощью деревянной камеры и нового объектива. Фотограф настолько доволен получившимся агрегатом, что решительно настроен продолжать исследовать дерево в качестве материала для фотоустройств. Рене вдумчиво работает с венге, грушевым деревом, различной лакировкой, выкладывает чертежи на страницу, приглашая всех заинтересовавшихся проектом к обсуждению. Но вернемся к самому объективу.
Особенности деревянного объектива
В октябре 2015 года Рене начал делиться своими чертежами и фотографиями, иллюстрирующими процесс сборки объектива со своими подписчиками в Facebook. Схема конструкции, эскизы и особенности производственного процесса он обсуждал с виртуальными друзьями, чем еще раз доказал, что настоящего художника отличает щедрость, с которой он делится идеями.
После завершения предварительного этапа Рене начал обрабатывать дерево, которое он выбрал в качестве исходного материала. Для изготовления понадобилось два цельных куска, которые не имели внутренних полостей и трещин. Фотограф позаботился о том, чтобы они были тщательно высушены и обработаны. В качестве сырья для корпуса использовалась древесина двух пород: тис (taxus) и одна из разновидностей самшита (buxus).
Тис ‒ небольшое кустарниковое деревце. Известен своей чрезвычайно упругой структурой. Это традиционный материал для изготовления луков, особенно длинных и массивных. К тому же у тиса очень красивый цвет и фактура ‒ красновато-коричневый, с волнообразными прожилками. Самшитовые породы отличаются прочностью, устойчивы к раскалыванию и повреждению. Их всегда применяли для изготовления декоративных предметов, которыми часто пользуются ‒ расчесок, шкатулок, шахматных фигурок, деревянных ложек. Самшиты очень хорошо подходят для тонкой резьбы и обработки ‒ это качество и пригодилось фотографу.
В своем мастерской Рене Сметс выточил основание-заготовку для объектива, а затем очень аккуратно обозначил внутренние насечки-углубления, на которых должны были располагаться элементы. Самым трудным оказалось сделать соединения между линзой и креплением-базой, с помощью которой она соединялась бы с камерой. База линзы врезана в кусок дерева в основании объектива и тоже представляет собой цельный брус древесины без склеенных частей. После того, как все части и детали были готовы, мастер собрал их в цельный, работающий объектив, оснащенный традиционной системой Уотерхауса (Waterhouse) для управления настройками диафрагмы.
Конечно, чтобы полноценно тестировать экзотическое изобретение, у Сметса не было подходящей камеры. Вот почему он с таким воодушевлением взялся за создание деревянного фотоаппарата, который планирует закончить в ближайшее время.
Пока Рене использует объектив в паре с Plaubel-камерой и уже сделал много пробных фото 13х18. Результат получился просто отличным, а объектив работает без единого нарекания. В дополнение к уже имеющимся проектам фотограф планирует сделать собственные пластины для мокроколлодионной фотографии ‒ его увлечение старинными технологиями фотографирования поистине безгранично.
Те, кто так же очарован необычными камерами и любит добираться до самой сути вещей и создавать что-то собственными руками, могут подписаться на публикации Рене Сметса в Facebook. Он часто предлагает интересные темы для обсуждения, советуется с посетителями и выкладывает интересные фото рабочего процесса.
Сам фотограф говорит, что при создании своих камер он вдохновляется природой с ее многообразием и умением удивлять, но осознает, что никогда не сможет сделать что-то столь же совершенное.
Тем не менее, Рене Сметс ‒ явно талантливый ученик природы, обладающий достаточной фантазией и смелостью, чтобы результаты его труда поражали зрителей.